Разбора слова по составу.
Разбор слова по составу — это очень просто, элементарщина. Частей слова ведь всего 5 (даже почти 4): приставка, корень, суффикс, окончание. А всё вместе, кроме окончания — это основа.
Чего тут сложного, казалось бы.
Проблема в том, что в школе все эти части слова учат и отрабатывают по-отдельности. То суффиксы отдельно ищем, то окончания… И у ребенка не складывается общая картинка — что из себя представляет состав слова. Ему начинает казаться, что это — эдакая игра в угадайку: угадай суффикс, угадай приставку, угадай часть речи.
Интересно, что даже если ребенок хорошо разбирается в частях речи, задания типа «найди суффикс» могут поставить его в тупик, потому что, в отличие от корня, суффикс — это «бессмысленный набор буковок». Пойди угадай, какие именно буковки относятся к этому «треугольничку».
В этой статье предложу схему разбора по составу, применяя которую ребенок всегда — независимо от типа задания — сможет легко разбирать по составу все части речи.
Что нужно знать о частях слова, прежде чем делать разбор
Самое главное — нужно запомнить, что части слова не существуют в изоляции: они все связаны друг с другом. Ну конечно — слово-то одно. Поэтому…
Когда-нибудь ваш второклашка наберется солидного опыта в выявлении любых суффиксов с первого взгляда.
А пока — даже если в задании написано «найди суффикс», для корректного определения этого суффикса нужно сделать разбор полностью. Сначала найди все части слова, а потом среди них вычислить — и уже отметить в тетради только суффикс.
В ближайшие дни я выпущу отдельную статью именно про суффиксы.
Здесь же замечу, что, конечно, не нужно полностью разбирать слово по составу, если ваш второклашка безошибочно узнал суффикс «-еньк-«, например, и ни с чем его никогда не перепутает.
Просто знания о конкретных суффиксах у второклашек редко возникают сами по себе — в связи с этим и возникла рекомендация про полный разбор.
Итак, договорились: для того, чтобы корректно выделить какую-то часть речи, нужно разобрать по составу всё слово.
Теперь двигаемся по схеме.
1. Находим корень
Сначала найдем самое главное — и самое простое.
Чтобы найди корень, нужно придумать похожие слова.
Почитайте эту мою статью про однокоренные слова и формы слова — и обратите внимание: для поиска корня нам нужны НЕ ФОРМЫ одного слова, а именно ОДНОКОРЕННЫЕ слова.
Напр., разбирая слово «подарок» — для поиска корня нам нужно НЕ «подарку, подарком», а «дар, дарить, задарить, подарить».
«Ударить». Лол :-) Поменяли приставку — и вуа-ля :-)
Реальная история про то, как НЕ НАДО искать однокоренные — расскажу в отдельной статье про приставки.
Итак, подбираем много похожих (однокоренных) слов и внимательно слушаем, что у этих слов изменяется, а что — остается неизменным.
Важно, что это «неизменное» должно иметь смысл — то есть быть не набором абстрактных буковок, а что-то значить.
Напр., в нашем примере с «подарком» у всех подобранных нами слов остается неизменной часть «дар». А мы, слыша эту часть, как-то понимаем, что это не абракадабра, а что-то, связанное с бесплатным получением чего-то.
То, что не поменялось у нескольких однокоренных — это корень. Отмечаем.
Да, конечно, всегда будет 100500 исключений, чередований в корне и т.д. Но русскоговорящий человек (даже ребенок), как правило, эти чередования «считывает» на слух и понимает, что это чередования.
2. Находим окончание
Помним, что окончание так называется — потому что стоит в конце слова. Поэтому его очень просто искать: нужно обвести в квадратик сколько-то буковок в конце слова.
Осталось только выяснить, сколько буковок с конца — это окончание, а не что-то другое.
Напомню, мы уже определили корень.
Возможно, после определения корня ни одной лишней буковки в конце слова не оказалось.
У окончания есть такое явление, как нулевое окончание: это когда окончания нет — но оно как бы есть. Тогда мы ставим в конце слова пустой квадратик — обвели воздух в виде окончания.
Всё слово — один сплошной корень. Окончание нулевое
А еще бывает, что окончания нет в принципе — и обводить воздух в виде нулевого окончания не нужно.
До 4 класса ребенок почти наверняка с этим явлением не столкнется. Но если вдруг…
Как определить — есть ли у слова нулевое окончание или окончания нет вовсе?
Окончаний нет у слов, которые не умеют изменяться по падежам, лицам, числам, временам… чему угодно:
Союзов, предлогов, междометий — разных коротких служебных словечек, которые сами по себе никакого смысла не несут, а лишь «помогают» связываться словам друг с другом (ах/ох, перед/над…).
Существительных и прилагательных, которые нельзя изменить (пальто (цвета) индиго — и существительное и прилагательное здесь будут без окончания… ). Здесь же — аббревиатуры и сокращения вроде «минфин».
У всех слов, которые могут ответить на вопрос КАК.
По последнему пункту интересно. «Официально» окончание не существует у деепричастий (что делая? — играя), а также прилагательных (какой? — красивее) и наречий (как? — ярче) в простой сравнительной форме.
А теперь попробуйте к тем же словам, которые я написала, задать тот же вопрос КАК:
Играя, он вошел в комнату. — КАК он вошел в комнату?
Он пишет красивее, чем Вася. — КАК он пишет?
Сегодня солнце светит ярче. — КАК светит солнце?
Видите, несмотря на то, что речь идет про разные части речи, вопрос КАК все равно поможет определить, есть ли у слова окончание.
Хорошо, с нулевым или отсутствующим окончанием разобрались.
А, допустим, нам не повезло, и следом за корнем остались какие-то буковки. Наша задача — найти среди этих буковок окончание.
Для удобства запомним себе подсказки:
** Если разбираем существительное, прилагательное или причастие — будем говорить наше слово в компании со следующими тремя:
НЕТ (чего?) нашего слова. Напр. «подарка»
ДОВОЛЕН (чем?) нашим словом. Напр., «подарком»
ДУМАЮ О (чем?) нашем слове. Напр., «подарке»
** Если разбираем глагол — скажем его в настоящем и прошедшем времени:
что Я ДЕЛАЮ — ОНА ДЕЛАЕТ — МЫ ДЕЛАЕМ сейчас ? — Напр., «думаю — думает — думаем»
ЧТО Я ДЕЛАЛ — ОНА ДЕЛАЛА — МЫ ДЕЛАЛИ вчера? — Напр. «думал — думала — думали»
То есть существительные и прилагательные мы изменяем по падежам, а глаголы — по лицам и числам в настоящем и прошедшем времени.
Их гораздо больше, чем я показала здесь.
Но нам для разбора по составу больше не нужно — возьмите только самые «показательные» в смысле изменений.
Проговариваем слова и наблюдаем, что изменилось в конце слова.
То, что изменилось после наших изменений — и будет окончанием. Отмечаем.
Здесь, к счастью, исключений будет минимум. Главное — быть очень внимательным. Иногда имеет смысл записать все получившиеся формы на черновичок в столбик — и глазами посмотреть, что изменяется.
3. Находим приставку
Приставка — это то, что стоит перед корнем.
Возможно, вам повезло, и перед корнем у вас ничего не стоит. УРА! Значит, приставки нет — двигаемся дальше.
Если же перед корнем что-то написано — это 100% приставка. А может — несколько приставок.
Четыре приставки в слове
Как определить: одна приставка, или две, или вообще несколько?
В начальной школе ребенок с 99% вероятностью ни разу не столкнется с двумя и более приставками — так что смело отмечайте всё, что оказалось перед корнем, одной квадратной загогулинкой.
Но если вдруг… тогда читайте дальше:
Приставки похожи на предлоги. Если то, что написано перед корнем, выглядит очень-очень длинно — попробуйте выделить оттуда кусочки, похожие на предлоги.
В нашем примере ребенок легко найдет слово «под» целых два раза. Скажем вместе с существительным: «под столом» — работает! Попробуем выделить его в отдельную приставку.
ПОД- в начале слова — это скорее всего приставка
Осталось всего два кусочка: «пере-» и «-вы-«. Проверим, могут ли они быть отдельными приставками.
Осталось проверить, могут ли считаться приставками другие кусочки
Для проверки приставок удобно использовать базовое слово «ХОД» — оно подходит к очень многим приставкам, к большинству из них. Добавляйте к этому слову все кусочки, которые вы считаете отдельными приставками. Если новое слово, которое получилось из слова «ход» и вашей предполагаемой приставки звучит адекватно — значит, вы правильно выделили отдельную приставку.
Добавим к слову «ход» эти приставки. Получилось «переход» и «выход» — вполне себе адекватные слова. Значит, обе приставки тоже имеют право на существование.
Конечно, слово «ход» подойдет далеко не ко всем приставкам.
Мы это обсудим в отдельной статье на тему приставок.
Там же поговорим о том, как отличить приставку, скажем, «по-» или «под-» от одноименного кусочка корняю
Итак, запоминаем:
Всё, что перед корнем — это приставка.
Если перед корнем ничего не написано — значит, приставки нет.
Если оно слишком длинное — может, приставок несколько.
Если нам нужно проверить, одна или несколько приставок — пробуем каждую «предположительно отдельную» приставку в качестве предлога или в качестве одной отдельной приставки к другому слову.
4. Находим суффикс
Суффикс — это то, что находится между корнем и окончанием.
Возможно, вам повезло, и между корнем и окончанием никаких букв не написано — УРА! Значит суффикса нет.
Если между корнем и окончанием вы видите только одну букву — смело отмечайте ее как суффикс.
Если же между корнем и окончанием оказалось больше одной буквы — тут начинаются нюансы: суффиксов может быть несколько.
Пример слов с двумя суффиксами
…Вообще, суффиксы — это самая мерзостная тема русского языка, потому что суффиксов немерено, и логика в их выделении присутствует далеко не всегда.
Поэтому в суффиксах нужно искать логику и заучивать их наизусть.
У меня выйдет цикл статей о суффиксах: как выстроить логическую систему суффиксов русского языка, запомнить их и не ошибаться при морфемном разборе.
Запомните: если в суффиксе несколько букв — а в начале или в конце «потенциального суффикса» стоит Л, К или Н — всегда подозревайте, что эта буква — это ОТДЕЛЬНЫЙ СУФФИКС (а всего в слове — два или больше суффиксов).
Дело в том, что буквы Л, К и Н чаще других букв выступают в роли отдельных суффиксов.
Здесь буква Н — в начале «потенциально суффикса», а значит, её можно подозревать в том, что она — отдельный суффикс
Что интересно, букв в суффиксе может быть совсем мало, и все равно буква Л, Н или К может оказаться отдельным суффиксом.
Буква К в конце «потенциального суффикса» с очень высокой вероятностью будет отдельным суффиксом — несмотря на то, что тут между корнем и окончанием всего 3 буквы
Как, например, в глаголах прошедшего времени — Л всегда будет отдельным суффиксом:
В общем, с буквами Н, К и Л в начале и конце потенциального суффикса будьте внимательны — с высокой степенью вероятности они будут выделяться в отдельный суффикс, а всего в слове будет больше одного слова, как в наших примерах:
Примеры с двумя суффиксами, с буквами Н, К и Л
Итак, запоминаем:
То, что стоит между корнем и окончанием — это один или несколько суффиксов.
Если между корнем и окончанием нет ни одной буквы — значит, суффикса нет.
Если в начале или конце потенциального суффикса есть буква Н, Л или К — высока вероятность того, что эта буква — отдельный суффикс, а в слове больше, чем один суффикс.
Чтобы безошибочно определять суффиксы — придется учить их наизусть, и вообще этот навык нарабатывается, увы, с опытом.
5. Определяем основу
И снова — самое простое. Всё, что не окончание — это основа.
Выделим квадратной закорючкой всё, кроме квадратика окончания — и разбор закончен!
***
Не забывайте, что морфемный анализ — это навык, который нарабатывается большим количеством повторений.
Поэтому, чтобы хорошо научиться разбирать слово по составу, нужно повторять это много — много — много — очень много раз, причем с разными частями речи.
Успехов у учебе вашим детям!